Нормальная острота слуха позволяет слышать шёпот на высоких тонах на 20-метровом удалении, а на низких – на 5-метровом. Если ребёнок имеет слух на оба уха ниже этой нормы, то речь идёт о стойкой тугоухости.

Временная тугоухость может возникнуть из-за острого ушного заболевания. Тугоухость – это понижение слуховой функции, её высокая степень граничит с глухотой. Степень тугоухости зависит от того, где локализовался патологический очаг — в звукопроводящей или звуковоспринимающей части уха.

Причинами детской тугоухости могут быть:

  • врождённые дефекты уха
  • остаточные явления гнойного процесса в среднем ухе
  • травма внутреннего уха или поражение слухового нерва.

Вызвать тугоухость в детстве могут тонзиллит, аденоидные вегетации, носоглоточные опухоли и другие заболевания органов, смежных с ухом. В этом случае понижение слуха не такое резкое, как при инфекционных заболеваниях: скарлатине, кори, дифтерии и др.

Для улучшения слуха очень важна своевременная диагностика и правильное терапевтическое или хирургическое лечение. Своевременные профилактические мероприятия и систематическое лечение позволят сократить число детской тугоухости.

Если причина понижения слуха в звукопроводящем аппарате, то улучшение наступает в результате санации верхних дыхательных путей. Сложнее вылечить заболевание звуковоспринимающего аппарата. В таких случаях часто нужны слуховые аппараты для восприятия звуков ребенком.

Все тугоухие дети должны получать медицинское и педагогическое обслуживание. Их необходимо обучать чтению с губ и использовать сохранившиеся у них остатки слуха. Их учат с помощью речи, которую усиливают через микрофон, и с помощью специальных звуковых упражнений. Обучать детей нужно в классах с небольшим числом учеников (10-12), используя аудитории с звукоусиливающей аппаратурой.

И учитель, и школьный врач, и родители тугоухих детей должны постоянно мобилизовать слуховое восприятие детей, обращать их внимание на разные звуки. С помощью слуховых аппаратов, которые индивидуально подбирают ребёнку, можно тренировать оставшийся слух.

Только используя такое комбинированное и настойчивое обучение, можно достичь результатов в улучшении слуха.