что необходимо помнить родителям детей-подростковВо-первых, давайте рассмотрим какие изменения в личности ребенка происходят в пубертатный (подростковый) период.

1. Любите ребенка не за то, что он умный или красивый, а лишь за то, что он — родное дитя.
2. Главное новообразование подросткового периода — открытие своей индивидуальности, своего «Я».
3. Начинается перестройка организма — ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроения, споры с ровесниками, бунт против родителей.
4. На детей обрушивается кризис, связанный с желанием самостоятельности, обособленности от родительской опеки и страхом перед неизвестной взрослой жизнью.
5. Растет дух независимости, который делает отношения подростков в семье, в школе очень напряженными.
6. Желание освободиться от внешнего контроля сочетается с увеличением самоконтроля и началом сознательного самовоспитания.
7. Подросток очень чувствителен, впечатлителен и легко поддается влияниям как положительным так и отрицательным.
8. Повышенный уровень тревожности.
9. Внутренний мир ребенка еще нестабилен, поэтому родителям не желательно оставлять своих детей без разумного надзора.
10. Расширяется общение.
11. Повышается интерес к своему телу и внешности.
12. Появляются новые авторитеты
13. Недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно.
14. В родителях хотят видеть друзей и советчиков, а не диктаторов.

Как мы можем помочь ребенку-подростку

Поведение — это еще не проблема. Это только ключ к проблеме. Если ребенок ведет себя агрессивно — это значит, что загорелся красный свет. И так же, как при переходе улицы, вам стоит остановиться и подумать, что ребенок переживает такое, что заставляет его действовать агрессивно. Попытайтесь понять своего ребенка и его чувства. Это не значит, что вы должны оправдывать его поступки. Ведь когда мы понимаем поведение нашего ребенка, мы способны действовать умнее, конструктивнее и по-человечески, а значит, есть больше шансов, чтобы выбранная нами стратегия сработает.

Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно

1. Выясните для себя, в каких ситуациях, с кем, где ребенок ведет себя агрессивно. Тогда вам легче будет понять причины такого поведения.

2. Учите ребенка выражать свои чувства и потребности открыто. Гнев и агрессивность — это нормальные естественные чувства. Главное то, как мы их воспринимаем и выражаем. Традиционно мы приучаем детей зажимать свой гнев и агрессивность. И когда эти чувства возникают, ребенок учится их прятать, чувствуя стыд, вину.

3. Установите четкие и неизменные границы поведения. Убедитесь, что ребенок понимает: враждебные агрессивные действия не допустимы никогда.

4. Помните, что ваши действия для ребенка — основной образец для подражания. Ваше поведение может быть уроком того, как можно получать то, что хочешь, не обращаясь к нападениям, давлению, угрозам, дракам.

Что в наших действиях может вызвать агрессивные чувства и действия наших детей.

1. Приказы, команды
«Сейчас же перестань!», «Убери!», «Принеси ведро!», «Быстро в постель!», «Замолчи!»
В этих категоричных выражениях ребенок чувствует неуважение к себе. Такие слова вызывают чувство бесправия и покинутости. Особенно когда ребенок имеет проблемы и пытается поделиться ими с родителями.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы
«Если ты не перестанешь плакать, я уйду»,
«Если ты не перестанешь плакать, я уйду»,
«Смотри, чтобы не стало хуже», «Не придешь вовремя, держись».
Угрозы и предупреждения плохи тем, что при частом повторении, дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

3. Мораль, поучение, проповеди
«Ты обязан вести себя так, как надо», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
Конечно, дети из подобных фраз не узнают ничего нового. Нравственные основы и нравственное поведение воспитывают не столько слова, сколько атмосфера в семье, поведение взрослых.

4. Постоянные советы, попытки все решить за ребенка
«А ты возьми и скажи …»,» По-моему, надо …», «Я бы на твоем месте …».
Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Такая позиция отца «сверху» раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать подробнее о своей проблеме.

5. Доказательства, нотации, «лекции»
«Следовало бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя надеялась», «Всегда ты …».
Это вызывает у детей или активную защиту, или скуку, подавленность, разочарованность в себе и в своих отношениях с родителями. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка. Не бойтесь, что похвальные слова в его адрес испортят его.

6. Обзывание, высмеивание
«Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну, просто дурак!», «Какой же ты лентяй!»
Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разочароваться в себе. Конечно, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Ну и буду таким!»

7. Выспрашивания, домыслы, расследование
«Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю «,» Почему ты опять получил двойку? «,» Ну почему ты молчишь? »
Удержаться в разговоре от вопросов очень трудно. И все же лучше постараться и попытаться заменить вопросительные предложения на утвердительные. Вопрос рассматривается как холодное любопытство, утверждающая фраза — как понимание и поддержка.

8. Сочувствие на словах, уговоры
Конечно, ребенок нуждается в сочувствии. И все же есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат фальшиво. Может вместо этого промолчать, прижав его к себе.

9. Игнорирование.
«Отстань,» Не до тебя «,» Всегда ты со своими жалобами «.