В наше время полки магазинов ломятся от огромного ассортимента и выбрать игрушку для ребенка бывает не так уж просто. Какие требования необходимо предъявлять при выборе детской игрушки?

Все современные игрушки условно делятся на две группы:

1. Первая группа. Развивающие игрушки — игрушки, которые способствуют эмоциональному развитию, развитию личности ребенка. Сюда можно отнести любые игрушки, которые предполагают игру в лицах, то есть общение с ними и одушевление их. Это и развивающие мягкие игрушки, такие как различные животные или куклы, пластмассовые и резиновые куклы со всевозможными домиками, посудками и т.д., позволяющие играть в доктора, парикмахера, магазин и другое.

К этой же группе игрушек можно отнести и различные детали, помогающие ребенку принять тот или иной образ — халат врача, отвертки и верстак механника, фуражка милиционера, каска пожарника… . Здесь же находятся и игрушки-транспорт. Не просто машинки или модельки, а транспорт, позволяющий что-то перевозить и имеющий конкретное предназначение.

2. Вторая группа. Это игрушки, способствующие развитию моторики и интеллектуально-познавательные. Сюда мы отнесем пазлы, кубики, лото, мозаики, домино и другие подобные игры и игрушки.

Такое разделение игрушек на группы достаточно удобно. Ведь оно позволяет определить направление развития для каждого возраста и выбрать более подходящую игрушку.

У детей до 3 лет ведущей является предметная деятельность, направленная на развитие моторики. Так ребенок в этом возрасте учится распознавать форму, цвет, размер и расположение предметов и отдельных деталей. Именно поэтому для детей до 3 лет более полезными будут игрушки из второй группы.

А вот уже в дошкольном возрасте, до 6 лет, ведущей деятельностью является ролевая игра. Здесь и будут полезны игрушки из первой группы. Но и это еще не все.

Кроме этих двух направлений развития, существует еще и третье. Это физическое развитие ребенка и воспитание физической культуры. Главным заданием здесь стоит укрепление здоровья и развитие физических навыков ребенка (силы, меткости, ловкости, выносливости).

Для физического воспитания детей нужны и специальные игрушки и игры, которые предполагают особые действия. Такими игрушками являются мячи, кегли, скакалки, обручи и другое. Такие игрушки нужны в любом возрасте и поэтому эта группа должна быть выделена отдельно от игрушек, развивающих моторику и игрушек, развивающих личность ребенка.

Какие выводы мы можем сделать из всего вышесказанного?
Первым требованием к покупаемой игрушке должна стать ее потенциальная польза — следует выбирать соответствующее действие или деятельность ребенка, которые он сможет выполнить посредством этой игрушки. Поэтому при покупке игрушки обращайте внимание на возрастную принадлежность забавы (то есть вид деятельности). Но в то же время старайтесь, чтобы у ребенка в любом возрасте были игрушки всех групп.

Уделяйте внимание размеру игрушки. Например, огромный медведь или заяц, которого ребенок даже не может взять в руки, станет прекрасным украшением комнаты, но не полезной игрушкой, так как малыш не сможет с ней играть. Мягкие игрушки маленького размера, напротив, могут стать частью какой-то ролевой игры ребенка.

Уделяйте внимание и техническим качествам игрушек. Например, пирамидка должна легко одеваться на стержень, матрешка должна складываться без скрипа, а колеса машинок прокручиваться легко. Если это будет не так, то ребенок просто не сможет играться с такими игрушками.

Выбирайте для ребенка игрушки как можно проще (особенно это касается маленьких детей). Ведь кажется, что слоник, который ездит на колесах, является еще и телефоном и паровозиком одновременно должен заинтересовать ребенка и предложить ему различные способы активности. Но все происходит с точностью до наоборот. Ребенок не может понять, что ему делать с такой сложной игрушкой и попросту бросает ее и играет с более простыми.