При анализе какой-либо проблемы, сначала необходимо прояснить вопрос о принадлежности возникшей проблемы. Нередко взрослые считают, что на все детские проблемы автоматически распространяется их сфера воздействия. Это спорно и не всегда полезно для ребёнка, так как при решении проблемы он теряет возможность приложить к этому свои силы. Право ребёнка самому находить пути решения проблемы. И если она относится лишь к ребёнку, то взрослый может или внимательно его выслушать и дать совет, или поискать альтернативный способ выхода из ситуации, или предоставить ребёнку право действовать самостоятельно. В любом случае, чтобы лучше понимать своего ребёнка и избегать конфликтов в семье, неплохо прислушаться к следующим советам.

Вникните в проблему ребёнка. Даже если вы не придёте с ним к единому мнению, он ощутит свою значимость и человеческое достоинство.

Оставьте право выбора за ребёнком, ибо ребёнок стремится действовать по правилам, установленным им самим. При этом имейте в виду, что принятие отдельных решений является исключительно компетенцией родителей.

Организуйте ситуацию так, чтобы ребёнок сам нашёл верный выход из ситуации.

Если в данный момент времени решение проблемы не представляется возможным, предоставьте ребёнку пока переключиться на другой вид деятельности.

Терпеливо и без раздражения разъясняйте ребёнку суть своих требований. Давайте ему чёткие и ясные указания, при необходимости повторяйте их.

Предоставьте ребёнку возможность освоить постепенно весь набор ваших требований. Не заставляйте его сделать всё и сразу. Не предъявляйте непосильных требований.

Не рубите с плеча, если ребёнок повёл себя не так, как вам хотелось. Остановитесь и проанализируйте ситуацию.

Если же ребёнок провинился и понимает это, не угрожайте: «Попробуй так ещё сделать, ты у меня получишь», не унижайте: «Что у тебя вместо головы?», не вымогайте обещаний, так как для ребёнка они мало значат. Начните с себя. Сначала успокойтесь. Затем выясните точку зрения ребёнка на произошедшую неприятность и поделитесь с ним своим мнением по этому поводу. Дайте оценку поступку ребёнка, причём оценивайте именно поступок, а не личность его совершившую. В конце разговора дайте ребёнку почувствовать, что вы в него верите.

Помните, что тернистый путь переходного возраста изобилует характерными для подростка реакциями, но душа его к диалогу с взрослыми открыта.